Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

герман ал. юр

Гуманитарный словарь

ГЕ́РМАН Ал. Юр. (род. 1938) - кинорежиссер. Сын писателя Ю. Германа. В 1960 окончил ф-т Ленингр. театр. ин-та им. А. Н. Островского (курс Г. А. Товстоногова). После ин-та работал в БДТ им. М. Горького. В кино с 1964 на к/ст "Ленфильм". Был вторым реж. на ф. В. Венгерова "Рабочий поселок" (1965). Затем совм. с реж. Г. Ароновым поставил ф. "Седьмой спутник" (1967, по рассказу Б. Лавренева). "Феномен" режиссера Г. начался с его первого самостоят. ф. "Операция "С Новым годом!"" (по рассказу Ю. Германа). Все в этом ф. было непривычно для нашего кино тех лет: и плохо одетые, усталые партизаны; и явное сочувствие одному из центр. персонажей ф., Лазареву - человеку, бежавшему в партиз. отряд из нем. плена, трагич. интонация, отсутствие показной бодрости. Ф. обвинили в "искажении образа героич. времени и сов. народа" и положили "на полку" (вышел на экраны через 15 лет, в 1986, под назв. "Проверка на дорогах"). С трудом проходил "инстанции" и следующий ф. Г. - "Двадцать дней без войны" (по пов. К. Симонова). На экране воскресал тыловой Ташкент 1943. Чтобы воссоздать подлинную картину времени, Г. изучил много нем. и отечеств. воен. хроник, фотографий и т. п. Офиц. возмущение вызвало приглашение на центр. роль (воен. корр. Лопатина) комедийного актера Ю. Никулина, создавшего на экране драматич. образ. Картина вышла на экран в 1976 только благодаря содействию К. Симонова. В 1982 Г. поставил ф. "Начальник опергруппы" (по мотивам ром. Ю. Германа "Лапшин"). Изображая наш угрозыск 1935, Г. избежал детективного или приключенческого поворота и, изучив по хроникам и фотографиям эпоху, создал фильм, гл. героем к-рого стало Время, показанное жестко, без прикрас. Фильм был запрещен, пока Г. не доснял неск. кадров в начале и конце фильма, чтобы придать событиям видимость воспоминаний человека, к-рый в те годы был ребенком. Под назв. "Мой друг Иван Лапшин" фильм в 1985 вышел на экран. В 1999 на экраны вышел ф. "Хрусталев, машину!"

Лит.: Липков А. Проверка на дорогах // Новый мир. 1987. № 2; Карахан Л. Алексей Герман // Фильмы, судьбы, голоса: Ленингр. экран. Л., 1990; Жежеленко М. На пути от сценария к фильму // Там же.

Полезные сервисы

герман александр петрович

Энциклопедический словарь

Ге́рман Александр Петрович (1874-1953), учёный в области горного дела, академик АН СССР (1939). Основоположник динамики рудничного подъёма. Труды по турбомашинам.

* * *

ГЕРМАН Александр Петрович - ГЕ́РМАН Александр Петрович (1874-1953), российский ученый, академик АН СССР (1939). Основоположник динамики рудничного подъема. Труды по турбомашинам.

Большой энциклопедический словарь

ГЕРМАН Александр Петрович (1874-1953) - российский ученый, академик АН СССР (1939). Основоположник динамики рудничного подъема. Труды по турбомашинам.

Полезные сервисы

герман алексей георгиевич

Энциклопедический словарь

Ге́рман Алексей Георгиевич (р. 1938), кинорежиссёр, народный артист Российской Федерации (1994). Сын Ю. П. Германа. Фильмы: «Операция "С Новым годом!"» (1971, вышел в 1986 под названием «Проверка на дорогах»), «Двадцать дней без войны» (1977), «Мой друг Иван Лапшин» (1984), «Хрусталёв, машину!» (1998). Через документальную, почти протокольную достоверность создаёт особую поэтическую атмосферу эпохи. Создатель (1991) и художественный руководитель Студии первого и экспериментального фильма при «Ленфильме». Государственная премия СССР (1988).

Большой энциклопедический словарь

ГЕРМАН Алексей Георгиевич (р. 1938) - российский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств России (1988). Сын Ю. П. Германа. Фильмы: "Двадцать дней без войны" (1977), "Мой друг Иван Лапшин" (1984), "Проверка на дорогах" (1986). Государственная премия СССР (1988).

Полезные сервисы

герман алексей юрьевич

Энциклопедический словарь

ГЕРМАН Алексей Юрьевич - ГЕ́РМАН Алексей Юрьевич (Георгиевич) (р. 20 июля 1938, Ленинград), российский кинорежиссер и сценарист. Народный артист России. Лауреат премий «Золотой Овен» (1992) и «Триумф» (1998). Сын Ю. П. Германа (см. ГЕРМАН Юрий Павлович).

Вся биография - пять фильмов

В 1960 окончил Ленинградский театральный институт (ныне Санкт-Петербургская академия театрального искусства) (мастерская Г. М. Козинцева (см. КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович)). Работал в Смоленском драматическом театре, в 1961-1964 - в Ленинградском Большом драматическом театре (БДТ), затем - на киностудии «Ленфильм».

Первой самостоятельной работой Германа стал фильм «Операция «С Новым годом!» (1971, по повести Ю. П. Германа), который пролежал на полке 15 лет и был выпущен на экраны только в годы перестройки в 1986 под названием «Проверка на дорогах» (Государственная премия СССР, 1988). Фактически с персональным творчеством Германа зрители впервые познакомились лишь благодаря ленте «Двадцать дней без войны» (1977, по мотивам романа «Из записок Лопатина» К. М. Симонова, премия имени Жоржа Садуля во Франции). Следующий фильм «Начальник опергруппы» (1982, по повести Ю. П. Германа) вновь был положен на полку, потом переделан и выпущен в 1985 под названием «Мой друг Иван Лапшин» (Государственная премия РСФСР, 1987). Последняя работа «Хрусталев, машину!» находилась в производстве более семи лет (1991-1998), впервые была показана на Каннском фестивале в мае 1998, осенью выпущена в прокат Франции и только год спустя представлена в России. Таким образом, получается, что за 30 лет Герман снял всего пять с половиной фильмов. Однако их значение для кинематографа и шире для искусства находится, возможно, в обратно пропорциональной зависимости от количества.

Творческий почерк

Творческая манера Германа всегда определялась как документально-достоверная, протокольно правдивая, чуть ли не гиперреалистичная. Хотя уже в «Проверке на дорогах» есть стремление режиссера к явно обобщающей и даже символической трактовке событий (например, в ныне уже знаменитой сцене с баржой, в эпизоде гибели бывшего полицая Лазарева или в самом финале, в котором, несмотря на намеренную заземленность, все же есть внутренний пафос в воспевании таких простых людей, как Иван Локотков). Уникальность художественного метода Германа в том и заключается, что он будто без особых усилий переходит от максимальной конкретности, детальности в воспроизведении быта и реальности давно минувшего времени к обобщениям высшего порядка, постижению скрытой сути ушедшей эпохи, которая с временной дистанции увидена уже в развитии, подчас в трагической перспективе. Обнаруженный больной нерв (а еще точнее - нарыв) времени саднит и не дает покоя спустя десятилетия. Причем цельность всего творчества режиссера проявляется даже в таком факте, как неожиданно обнаруженное после просмотра его новой картины «Хрусталев, машину!» совпадение (или перекличка) сюжетных мотивов с ранней лентой «Седьмой спутник», где герой сам признавался, что он - седьмой спутник, малое тело, втянутое в мировое пространство движением огромного тела. Сквозная тема всех работ Германа - водоворот истории, безжалостно уносящий прочь ее лучших и истинно преданных делу людей, искренне заблуждающихся относительно идеалов и мифов своего времени.

Прошлое и настоящее в фильмах Германа

Герман, как правило, снимает фильмы о прошлом (исключение составляет намерение экранизировать фантастическую повесть братьев Стругацких «Трудно быть богом», то есть как бы перенестись в будущее). Его словно вообще не интересует настоящее. На самом деле во всех случаях можно говорить о своего рода редукции, производимой за кадром в сознании режиссера, который обращается из современности в другие эпохи, чтобы решить вполне сегодняшние проблемы. А операцию, обратную редукции, должен потом проделать зритель, что не всегда дается так уж легко. Лишь с течением времени ленты Германа становятся будто проще и доходчивее. Сначала может показаться, что он страстно стилизует минувшее. Но это не просто уход в прошлое, а только условие, допуск.

Неслучайно три последних фильма режиссер пытается выстроить в качестве воспоминания главного героя («Двадцать дней без войны») или же как закадровую ретроспекцию из настоящего («Мой друг Иван Лапшин» и «Хрусталев, машину!»). Казалось бы, излишний, даже вынужденный прием, позволяющий придать хоть какую-то стройность лихорадочно несвязанным сценам, существующим, как и сама жизнь, в непрестанном броуновском движении. Порой часть становится важнее целого, подменяет собою целое, превращаясь как бы в самостоятельное произведение (монолог летчика в вагоне поезда и митинг на заводе в Ташкенте в картине «Двадцать дней без войны»; проезды на мотоциклах, захват «хазы», сцены с духовым оркестром на трамвайной площадке да и большинство вроде бы пустопорожних разговоров в ленте «Мой друг Иван Лапшин»; а в фильме «Хрусталев, машину!» чуть ли не каждый эпизод стремится стать отдельным законченным опусом).

В противоположную сторону от центра

В этом проявляется своеобразная «эксцентрика» композиции и всего повествования, которое словно желает избавиться от своего центростремительного построения, предпочитая центробежную структуру, когда сюжетные линии больше похожи на борхесовский «сад расходящихся тропок». Закономерно, что и внутри действия все сильнее начинает ощущаться и внешняя эксцентричность происходящего, и внутренний абсурд всего сущего. Мир Германа, особенно в двух последних работах, становится подобен уже не гиперреализму (пусть на видимом уровне режиссером с невероятной тщательностью соблюдены все мельчайшие приметы прошлого), а условной трагифарсовой эстетике Кафки и Беккета. Комизм и абсурдность поведения отдельных персонажей, причудливо играющих со своими масками и социальными ролями, доведены до сгущенного состояния художественного преувеличения, что позволяет осознать (пусть в первом приближении), как сама действительность стала злобной и мрачной пародией на себя. Реальная история превращается в апокриф, а иногда по-шутовски ведущие себя герои в предчувствии резкого обострения болезни или ареста с последующим расстрелом словно спасаются от страха, сумасшествия и смерти подобным парадоксальным эксцентрическим образом. Да и трагическая по своей сути минувшая эпоха, повинуясь некоему подспудному инстинкту самосохранения, выживает и продлевается в настоящем благодаря отстранению, дистанцированию от самой себя и собственному же «отстранению».

Полезные сервисы

герман аляскинский

Энциклопедический словарь

Ге́рман Аля́скинский (1757-1837), монах, член православной миссии в Русской Америке, созданной в 1793 для распространения православия среди местных племён. Канонизирован Русской православной церковью.

Большой энциклопедический словарь

Ге́рман Аля́скинский (1757—1837), монах, член православной миссии в Русской Америке, созданной в 1793 для распространения православия среди местных племён. Канонизирован Русской православной церковью.

Полезные сервисы